\\\\\\\"\\\\\\\"
Борисоглебская Епархия — официальный сайт

Чин Великого освящения Знаменского кафедрального собора города Борисоглебска

1 декабря 2019 года, Глава Воронежской митрополии — митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, совершил чин Великого освящения Знаменского кафедрального собора г. Борисоглебска  Борисоглебского городского округа.

В совершении чина Великого освящения и Божественной литургии Высокопреосвященнейшему Владыке сослужил правящий архиерей Борисоглебской епархии (настоятель Знаменского кафедрального собора) — епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий.

Также Архипастырям сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, секретарь Борисоглебского епархиального управления иерей Павел Приступ, почетный настоятель Знаменского кафедрального собора протоиерей Стефан Домусчи, духовник Борисоглебской епархии протоиерей Леонид Патрахин, благочинный Архиерейского церковного округа иеромонах Дионисий (Шумилин), настоятели храмов города Борисоглебска и духовенство Воронежской митрополии.

На торжественное архиерейское богослужение, помолиться за чином Великого освящения кафедрального собора Борисоглебской епархии, прибыли глава Администрации Борисоглебского городского округа — А.В. Пищугин, заместитель главы администрации Борисоглебского городского округа – Г.В. Ильина, представители администрации и первые лица города.

Богослужебные песнопения исполнял хор, под управлением регента — Ильи Ижогина.

Был совершен крестный ход вокруг храма со святыми мощами, которые затем были вложены в антиминс и основание новоосвященного престола.

Затем митрополит Сергий осенил всех молящихся крестным знамением и окропил святой водой.

По совершении чина Великого освящения митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение Божественной литургии.

На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире на Украине. Затем митрополит Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты в земле Украинской.

С проповедью к верующим, по запричастном стихе, обратился секретарь Борисоглебской епархии иерей Павел Приступ.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились около 250 человек.

По окончании Божественной литургии Главу Воронежской митрополии приветствовал епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий.

Владыка Сергий преподнес Его Высокопреосвященству — митрополиту Сергию, на молитвенную память икону святителей Димитрия, митрополита Ростовского, святителей Митрофана и Тихона, епископов Воронежских.

Затем к участникам богослужения со святительским словом обратился митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

В дар новоосвященному собору владыка митрополит передал икону Божией Матери «Достойно Есть».

Историческая справка о Знаменском кафедральном соборе.

В августе 1860 года государственные крестьяне пригородных слобод г. Борисоглебска Станичной и Приворотной обратились в Тамбовскую Духовную Консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви.

В своем прошении они писали, что: «…будучи прихожанами имеющихся только в г. Борисоглебске двух церквей, лишаются возможности в праздничные дни слушать Богослужения по тесноте в этих церквах от жителей города, находясь постоянно вне церкви…», вследствие чего просят разрешения на постройку собственного храма в их слободе, обязуясь изыскать для этого необходимые средства.

Первоначально постройка храма планировалась в центре города т.к. в это время слободы Станичная и Приворотная еще не были объединены. Планировалось строительство двухпрестольного храма во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и Алексия Человека Божия. Разрешение на строительство новой церкви от светских властей и Священного Синода было получено, но, вследствие объединения пригородных слобод, место его постройки было изменено, изменились также название и количество престолов.

Особым и весьма важным духовным фактором начальной истории Знаменского храма г. Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы, а так же давал Епархиальное благословение на строительство Знаменского храма Тамбовский епископ Феофан (Говоров), занимавший Тамбовскую кафедру в 1859-1863 г.г. Владыка Феофан прославился своей высокодуховной подвижнической жизнью и ныне известен всему православному миру как Святитель Феофан, затворник Вышенский (Память 10 января, 16 июня).

Знаменский трехпрестольный храм (Центральный престол-иконы Знамение Пресвятой Богородицы, южный престол – Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный – в честь Казанской иконы Божией Матери) был освящён в Станичной слободе г. Борисоглебска по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко) в 1869 году.

С этого времени богослужения в храме фактически не прекращались до сегодняшнего дня. В годы богоборческого лихолетья храм лишился большинства колоколов. Но милостью Божией, по молитвам святителя Феофана, Знаменский храм не был закрыт.

Одними из первых священников, окормлявшими приход Знаменского храма, были священники: Александр Васильевич Троицкий, Василий Васильевич Аладинский, Михаил Степанович Смирнов.

Годы репрессий не обошли стороной и священнослужителей храмов города. Одним из них был настоятель Знаменского храма отец Николай Шиловский. Арестован в 1937 году и обвинен в контрреволюционной агитации. По приговору суда расстрелян 5 августа 1937 г. в числе других репрессированных отец Николай посмертно реабилитирован в 1989 году.

Святынями Знаменского собора считаются: икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (написана иеромонахом Серафимом (Титовым) на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре в 1879 году, передана храму монахинями из разрушенного Таволжанского монастыря), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (Афонского письма), икона «Собор преподобных старцев Оптинских» с частицами мощей Оптинских старцев (написана насельниками Оптиной пустыни в 2000 году).

По преданию иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов — липовые. И ныне он радует глаз своим величием и духовной красотой.

© Борисоглебск православный, 2006-2016